Храм Великомученика Георгия Победоносца в пос.Лоо

Храм Великомученика Георгия Победоносца в пос.Лоо

 Недалеко от пос. Лоо, в котором расположен храм  св. апостола Симона Кананита, можно посетить памятник церковной архитектуры — развалины древнего христианского храма, который предположительно был посвящен Св. вмч. Георгию Победоносцу.

Икона св. вмч. Георгия Победоносца

Прихожане нашего храма молитвенно почитают эту древнюю святыню. Каждый год  6 мая в день памяти св. Георгия после Божественной литургии,  как своеобразная связующая нить между веками, к древнему храму от храма нового до 2015 года совершался  крестный ход православного духовенства и народа Божия для пения молебна св. Георгию.

Крестный ход от храма апостола Симона Кананита к храму Вмч. и Победоносца Георгия, 6 мая 2012 г.

Начиная с 2016 года, по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, на развалинах древнего храма в день памяти вмч. Георгия служится Божественная Литургия.

Литургия в древнем храме Вмч. и Победоносца Георгия 6.05.2016 г.

И кажется чудесным совпадением то, что и на Святой Земле на месте дома, где проходил брак св. ап. Симона Кананита, стоит православный греческий храм св. Георгия Победоносца!!!

Что же касается места, на котором стоял древний  храм  близ Лоо, то оно достаточно живописно и находится на вершине горы (308 м) в 1,5 км от берега Чёрного моря. А остатки храмовых стен вызывают невольное благоговение не только у православных паломников, посещающих это место для молитвы, но и у интересующихся историей края туристов.

Так храм выглядит сейчас

Здесь проводились и археологические раскопки, которые позволили узнать много интересного не только о том, как выглядел Храм, но и о его судьбе. Согласно выводам Лооской археологической экспедиции 1987—1997 УрГУ под руководством Б. Б. Овчинниковой, время постройки первого храма — X—XII вв.; в XIV в. он был восстановлен, но использовался в литургических целях недолго. В XV—XVI вв. его переоборудовали под крепость. Архитектура храма подробно описана: “ Общая длина храма с пилястрами и апсидами — 21,0 м, ширина — 12.25 м, толщина стен — 1,10м. План Лооского храма читается достаточно четко. Это базиликального плана трехнефное, шестистолбное, с тремя апсидами культовое сооружение с выдвинутыми вперед остатками южного и западного притворов. В трех метрах от западной стены при раскопках был зафиксирован фундамент прямоугольного в плане башенного строения. В центре храма симметрично расположены четыре свободно стоящих столба, правда, сохранились лишь основания, составляющие квадрат в плане (3,5 х 3,5 м). Вероятно, это и есть опора купола. Средняя апсида несколько удлинена. Пол центральной апсиды поднят над уровнем пола центрального нефа на 0,25-0,30 м. …. Отрезки стен, разделяющие апсиды, представлены пилястрами. Обмерами установлено, что как внутренние, так и наружные пилястры соответствуют расположению внутренних столбов. Западная часть помещения отделена от основной парой столбов.

С внешней стороны в оформлении стен храма в ряде мест сохранились остатки облицовки, которая имитировала блоки, употребляемые в других памятниках этого круга для сооружения церквей. В период функционированния храма именно эти облицовочные блоки сплошными рядами покрывали внешнюю его поверхность, что придавало сооружению пышность и блеск: с моря он смотрелся белокаменной церковью с красноватого цвета черепичным покрытием.

Примерно так выглядел древний храм до разрушения

В результате изучения памятника удалось вскрыть ряд погребений как на территории самого храма, так и за его пределами с южной стороны. Они относятся к различным периодам функционирования культового комплекса.  Появление в пос. Лоо храма в размерах, сохранившихся по части фундамента, можно отнести к XI-XII вв. Возник он, вероятно, как свидетельство существования на данной территории византийской традиции, но уже с элементами грузинской архитектуры. Однако просчеты зодчих, которые не учли сейсмической неблагонадежности района, построив здание, вероятно, большей высоты, чем позволяли условия, а также недостаточное внимание к рельефу местности повлекли за собой его разрушение. Произошло это, очевидно, в XIII в. Храм был восстановлен в XIV в. Именно это отреставрированное, а скорее всего — выстроенное заново на месте старого культовое сооружение и сохранилось в развалинах сегодня. ” До наших дней некоторые  подобные сооружения сохранились целиком, фотография одного из которых здесь приведена. (использованы материалы Овчинникова Б.Б.. Десять лет Лооской археологической экспедиции (1987-1997). «Известия Уральского государственного университета». № 7. Екатеринбург, 1997. С. 119-123, http://ru.wikipedia.org/http://archeologia.narod.ru/bas.htm/ Евгений Арсюхин 1988-2002)

(55)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *